2 и 3 июля в омском «Пятом театре» пройдёт премьера спектакля Дмитрия Лимбоса «Процесс». Это будет первая постановка на российской сцене пьесы Фердинанда фон Шираха «Террор».
Действие пьесы разворачивается в Германии, на судебном заседании, где рассматривают дело военного лётчика Ларса Коха. Во время его боевого дежурства террорист-смертник захватил гражданский самолёт и направил его в сторону стадиона с десятками тысяч болельщиков. Следуя законодательству, министерство обороны не отдавало приказа об уничтожении террориста вместе с пассажирами. Однако, Ларс Кох принял единоличное решение спасти множество ни о чём не подозревающих болельщиков ценой жизни заложников самолёта. Суд вменяет Коху обвинение в преднамеренном убийстве ста шестидесяти четырёх человек.
Текст пьесы «Террор», уже известной в Европе, режиссёр Дмитрий Лимбос впервые услышал на лаборатории «Заграничные чтения» в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, которая проходила с ноября 2020 по январь 2021 года. В рамках проекта молодые режиссёры знакомили зрителя с современной зарубежной драматургией в формате читок.
«Когда я увидел название пьесы, я подумал: “Вау! Наверняка там будет какая-то жесть и экспрессия”. Начинаю читать, а там – судебный процесс, – рассказал журналу ТЕАТР. Дмитрий Лимбос. – Сама пьеса процессуальна, она лишает актёров активного физического действия, даёт небольшую амплитуду для поведения, но при этом оставляет огромный простор для внутреннего актёрского течения. Название «Террор» – это не просто эпатажная выходка. Террор – глобальное обстоятельство нашей жизни, мы живём в эпоху хаоса, нестабильности, неспокойствия, где в каждый момент может случиться трагедия. Руководство «Пятого театра» попросило поменять название спектакля, их смущало это слово. Может, это плохая примета, или они посчитали, что зрителя это спугнёт. Тогда я предложил «Процесс». В этом есть некая связь с уголовным делом в отношении Никиты Гриншпуна.»
(Напомним, Никита Гриншпун – режиссёр и бывший художественный руководитель «Пятого театра», летом 2020-го года был обвинён в растрате, совершённой с использованием своего служебного положения. Оказавшись под следствием, был отпущен под подписку о невыезде из Омска. Контракт с Гриншпуном продлён не был. Ранее журнал ТЕАТР. подробно писал о ходе дела.)
«Процесс» затрагивает проблему этики и возлагает на зрителей роль присяжных заседателей, которым предстоит определить судьбу майора Коха. От их голосования каждый раз будет зависеть исход спектакля.
Помимо этого, результаты голосования будут зафиксированы и попадут на специальный сайт, демонстрирующий статистику приговоров, вынесенных зрителями спектаклей по пьесе «Террор» по всему миру.
«Когда я делаю каждый новый спектакль, я задаю себе вопрос, – продолжает режиссёр. – Ответ не нужно сразу формулировать вслух и тем более нельзя его навязывать зрителю. Вопрос аккумулирует силы всей творческой группы и задаёт направление работы, но не указывает нам, что и как конкретно делать. Но в случае с “Террором”, со спектаклем “Процесс”, я впервые сталкиваюсь с таким материалом, где все вопросы на поверхности. Можем ли мы жертвовать одними невинными людьми, чтобы спасти других невинных? Что важнее в такую эпоху нестабильности: сохранять человеческие жизни или достоинство? Что из этого спасёт нашу человечность? Здесь важно не столько ответить на эти вопросы, сколько задать их себе. Мне кажется, это очень важно – позволить нашему зрителю думать здесь и сейчас, серьёзно и ответственно отнестись к своей роли. Мне не страшно, если человек придёт и, допустим, заскучает. Да, извините, мы вас заставляем думать. Это же замечательно. У нас в спектакле есть два варианта финала, и только зритель из раза в раз определяет его. Это очень хорошая демократическая прививка. Нам нужны вот такие уроки демократии, чтобы зритель понял, что на нём лежит ответственность за происходящее».
Пространство спектакля создаёт художник Фёдор Шмелькин, который уже не первый раз работает в тандеме с Дмитрием Лимбосом.
В спектакле заняты артисты «Пятого театра»: Евгений Фоминцев, Мария Долганева, Дмитрий Макаров, Татьяна Крылова, Станислав Горенбахер, Алена Фёдорова, Егор Лябакин, Анна Сотникова.
Фердинанд фон Ширах – успешный берлинский адвокат. Большинство сюжетов он берёт из своей юридической практики. Его книги переведены на множество иностранных языков, он входит в десятку лучших писателей Европы. «Террор» – его первая пьеса, которая неоднократно была поставлена по всему миру и экранизирована в 2016 году режиссёром Ларсом Крауме.
Дмитрий Лимбос – выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа (Мастерская О.Л. Кудряшова). Поставил «Мухи. Сартр» в Тюменском драматическом театре (2013), «Замок» в Учебном театре ГИТИСа (2018), «Кафка. Schloß» в Школе современной пьесы (2018); создал лабораторный коллаж «Кантаты lab. Сценические опыты» по барочным кантатам для Большого театра (2018), работал над спектаклями «Oh brave new world» в Театриуме на Серпуховке (2018), «Русский психопат» в Театре им. Ермоловой (2019), «Гедда Габлер» в Озёрском театре драмы и комедии «Наш Дом» (2020), «Сага о стахановцах» с труппой «Рупор» в Москве (2021). Омскому зрителю Дмитрий известен по спектаклю «Лысая певица и что-то еще» в «Пятом театре» (2019).
Источник: oteatre.info