Романовы в ссылке: 5 экспонатов Музея семьи императора Николая II

Романовы в ссылке: 5 экспонатов Музея семьи императора Николая II","text":" 15 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, и Временное правительство решило выслать его из столицы. 6 августа Романовых доставили в Тобольск. Здесь они провели восемь месяцев в здании Губернаторского дома — узникам разрешали выходить только в церковь. Мы выбрали для вас пять экспонатов тобольского Музея семьи императора Николая II, которые можно увидеть в приложении Artefact. Читайте о том, как император относился к игре в шахматы, какой музыкальный инструмент предпочитал цесаревич Алексей Николаевич и что объединяло княжну Татьяну Николаевну с поэтессой Мариной Цветаевой. Чтобы узнать больше — нажимайте на точки интереса и изучайте дополнительную информацию. Эспер Ухтомский. «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича» Все наследники престола в династии Романовых совершали заграничные туры со времен Великого посольства Петра I. По новоевропейской традиции такие экспедиции считались частью образования. Поездка Николая Александровича на Восток завершала его 13-летний курс обучения. Император Александр III рассказал сыну о будущем путешествии 7 января 1890 года. На следующий день цесаревич записал в дневнике: «После вчерашнего разговора с Папа о предстоящем моем плавании весь день думал об этом!» Осенью он отправился поездом в Триест, где пересел на крейсер «Память Азова». За семь месяцев Николай Александрович посетил Грецию, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Сиам (современный Таиланд), Китай и Японию. В мае 1891 года крейсер «Память Азова» прибыл во Владивосток. Цесаревич сошел на берег и начал путешествие по Дальнему Востоку и Сибири. Он побывал в Хабаровске, Чите, Иркутске, Томске, Сургуте, Омске, Оренбурге. Местные управления заранее подготовились к визиту наследника. Города и селения, в которых должен был остановиться Николай Александрович, празднично украсили, дороги отремонтировали и обновили. Будущий император присутствовал на смотрах и парадах, посещал школы, научные учреждения и музеи. Он вернулся в Санкт-Петербург 16 августа 1891 года. В турне Николая Александровича сопровождал князь Эспер Ухтомский — дипломат, публицист и востоковед. Он опубликовал трехтомный отчет об этой экспедиции — «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича». Иллюстрации для издания выполнил российский художник Николай Каразин. Манильская шаль императрицы Александры Федоровны Белая шаль из натурального шелка принадлежала Александре Федоровне — жене Николая II. В ее гардеробе было несколько манильских шалей, популярных в начале XX века. Название изделия получили от столицы Филиппин — Манилы, бывшей испанской колонии. В XVI веке в гавани часто останавливались испанские галеоны, их трюмы были полны фарфора, драгоценных камней, пряностей и тканей из Китая, в том числе и шелковых накидок. Так шали попали в Испанию и стали популярным товаром. К XVIII веку они уже были важной частью гардероба испанских модниц и со временем приобрели статус роскошного аксессуара. Манильские шали не только накидывали на плечи: ими украшали диваны, рояли и даже стены. Они вошли в комплект наряда танцовщиц фламенко. Первые шелковые шали украшала ручная вышивка с традиционными китайскими мотивами: драконами, бамбуком, пагодами. Позже их сменили более привычные европейцам цветы и птицы, а по краям появились кисти с особым плетением. Самые распространенные цвета манильских шалей — черный, белый, слоновая кость и оттенки красного. Балалайка цесаревича Алексея Императрице Александре Федоровне, немке по происхождению, нравилось звучание трехструнной балалайки. Игру казаков-балалаечников она впервые услышала, когда приехала в Россию. Сначала Александра Федоровна хотела увлечь народным инструментом своих дочерей, однако в итоге им заинтересовался цесаревич Алексей Николаевич. Судя по фотографии, которую сделали на императорской яхте «Штандарт» в 1907 году, он взял в руки балалайку уже в три года. Когда цесаревич подрос, ему назначили наставника для серьезного обучения музыке. Историки предполагают, что им стал генерал-майор Алексей Ресин. Но Ресин полностью сосредоточился на командовании царской охраной и вскоре предложил себе замену — надворного советника Александра Зарубина. Тот вне службы играл в любительском оркестре русских народных инструментов, который стал первым подобным коллективом в России. Зарубин провел с Алексеем Николаевичем 12 занятий по игре на балалайке. Для этих уроков цесаревич купил один профессиональный инструмент себе и еще два подарил приятелям-кадетам — Василию Агееву и Евгению Макарову. В его расписании на 1917 год стояли еженедельные упражнения, но занятия с Зарубиным отменили из-за февральских волнений в Петрограде. После того как император отрекся от престола и всю семью отправили в тобольскую ссылку, Алексей Николаевич взял инструмент с собой. Духи Coty великой княжны Татьяны Николаевны Франсуа Коти создал марку духов под своим именем в 1904 году. Дизайн флакона для его первого аромата разработала французская фирма «Баккара». Поначалу духами никому не известного парфюмера мало кто интересовался, но однажды Франсуа Коти разбил пузырек с ними в парижском магазине. Аромат наполнил помещение и сразу привлек покупателей. Несколько недель спустя духи Коти уже продавались в универмагах, бутиках и парикмахерских по всему Парижу. Франсуа Коти стал одним из самых популярных парфюмеров того времени. До него духи были предметом роскоши, доступным только богатым людям. Коти создал линейку ароматов, в которой стоимость зависела от размера и вида флакона. Он говорил: «Дайте женщине лучший продукт, который вы можете создать, заверните его в простую, но элегантную упаковку, назначьте разумную цену, и вы получите бизнес такого масштаба, какого мир еще не видел». В коллекции Музея семьи императора Николая II хранится стеклянный флакон из-под духов «Корсиканский жасмин», которыми пользовалась княжна Татьяна Николаевна. Этот аромат Франсуа Коти создал в 1906 году и назвал в честь своей родины — острова Корсика. Запах «Корсиканского жасмина» любила и поэтесса Марина Цветаева. Шахматы Император Николай II имел много интересов и увлечений. Он путешествовал по России на поездах, вместе с семьей плавал на яхте «Штандарт», катался на велосипеде, занимался греблей, играл в теннис. Еще монарх увлекался охотой, кинематографом и фотографией, любил сам водить машину и покровительствовал Императорскому Российскому автомобильному обществу. Николай II много сделал для того, чтобы шахматы стали популярны в России. Например, большой турнир памяти Михаила Чигорина в 1909 году провели в основном на деньги императора, который пожертвовал тысячу рублей. Государь лично посетил соревнования и наградил финалистов турнира титулом гроссмейстера, а победителям достались вазы Императорского фарфорового завода. В 1914 году император поддержал создание Всероссийского шахматного союза. С его одобрения в России проводили шахматные турниры, международные конгрессы и соревнования по шахматам. В тобольской ссылке Николаю II и его семье разрешали выходить из дома только на службы в церкви. Днем император обычно занимался хозяйственными делами — сам пилил дрова, работал в саду, чистил снег зимой. Вечерами члены императорской семьи коротали время за книгами, вышивкой и игрой в шахматы. Шахматные фигурки из экспозиции Музея семьи императора Николая II изготовили на Каслинском заводе в первой половине XIX века. Каслинское литье высоко ценили не только в России, но и в Европе, за прекрасное качество и внимание к деталям. Автор: Инна Докучаева

Романовы в ссылке: 5 экспонатов Музея семьи императора Николая II

15 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, и Временное правительство решило выслать его из столицы. 6 августа Романовых доставили в Тобольск. Здесь они провели восемь месяцев в здании Губернаторского дома — узникам разрешали выходить только в церковь. Мы выбрали для вас пять экспонатов тобольского Музея семьи императора Николая II, которые можно увидеть в приложении Artefact. Читайте о том, как император относился к игре в шахматы, какой музыкальный инструмент предпочитал цесаревич Алексей Николаевич и что объединяло княжну Татьяну Николаевну с поэтессой Мариной Цветаевой. Чтобы узнать больше — нажимайте на точки интереса и изучайте дополнительную информацию. Эспер Ухтомский. «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича» Все наследники престола в династии Романовых совершали заграничные туры со времен Великого посольства Петра I. По новоевропейской традиции такие экспедиции считались частью образования. Поездка Николая Александровича на Восток завершала его 13-летний курс обучения. Император Александр III рассказал сыну о будущем путешествии 7 января 1890 года. На следующий день цесаревич записал в дневнике: «После вчерашнего разговора с Папа о предстоящем моем плавании весь день думал об этом!» Осенью он отправился поездом в Триест, где пересел на крейсер «Память Азова». За семь месяцев Николай Александрович посетил Грецию, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Сиам (современный Таиланд), Китай и Японию. В мае 1891 года крейсер «Память Азова» прибыл во Владивосток. Цесаревич сошел на берег и начал путешествие по Дальнему Востоку и Сибири. Он побывал в Хабаровске, Чите, Иркутске, Томске, Сургуте, Омске, Оренбурге. Местные управления заранее подготовились к визиту наследника. Города и селения, в которых должен был остановиться Николай Александрович, празднично украсили, дороги отремонтировали и обновили. Будущий император присутствовал на смотрах и парадах, посещал школы, научные учреждения и музеи. Он вернулся в Санкт-Петербург 16 августа 1891 года. В турне Николая Александровича сопровождал князь Эспер Ухтомский — дипломат, публицист и востоковед. Он опубликовал трехтомный отчет об этой экспедиции — «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича». Иллюстрации для издания выполнил российский художник Николай Каразин. Манильская шаль императрицы Александры Федоровны Белая шаль из натурального шелка принадлежала Александре Федоровне — жене Николая II. В ее гардеробе было несколько манильских шалей, популярных в начале XX века. Название изделия получили от столицы Филиппин — Манилы, бывшей испанской колонии. В XVI веке в гавани часто останавливались испанские галеоны, их трюмы были полны фарфора, драгоценных камней, пряностей и тканей из Китая, в том числе и шелковых накидок. Так шали попали в Испанию и стали популярным товаром. К XVIII веку они уже были важной частью гардероба испанских модниц и со временем приобрели статус роскошного аксессуара. Манильские шали не только накидывали на плечи: ими украшали диваны, рояли и даже стены. Они вошли в комплект наряда танцовщиц фламенко. Первые шелковые шали украшала ручная вышивка с традиционными китайскими мотивами: драконами, бамбуком, пагодами. Позже их сменили более привычные европейцам цветы и птицы, а по краям появились кисти с особым плетением. Самые распространенные цвета манильских шалей — черный, белый, слоновая кость и оттенки красного. Балалайка цесаревича Алексея Императрице Александре Федоровне, немке по происхождению, нравилось звучание трехструнной балалайки. Игру казаков-балалаечников она впервые услышала, когда приехала в Россию. Сначала Александра Федоровна хотела увлечь народным инструментом своих дочерей, однако в итоге им заинтересовался цесаревич Алексей Николаевич. Судя по фотографии, которую сделали на императорской яхте «Штандарт» в 1907 году, он взял в руки балалайку уже в три года. Когда цесаревич подрос, ему назначили наставника для серьезного обучения музыке. Историки предполагают, что им стал генерал-майор Алексей Ресин. Но Ресин полностью сосредоточился на командовании царской охраной и вскоре предложил себе замену — надворного советника Александра Зарубина. Тот вне службы играл в любительском оркестре русских народных инструментов, который стал первым подобным коллективом в России. Зарубин провел с Алексеем Николаевичем 12 занятий по игре на балалайке. Для этих уроков цесаревич купил один профессиональный инструмент себе и еще два подарил приятелям-кадетам — Василию Агееву и Евгению Макарову. В его расписании на 1917 год стояли еженедельные упражнения, но занятия с Зарубиным отменили из-за февральских волнений в Петрограде. После того как император отрекся от престола и всю семью отправили в тобольскую ссылку, Алексей Николаевич взял инструмент с собой. Духи Coty великой княжны Татьяны Николаевны Франсуа Коти создал марку духов под своим именем в 1904 году. Дизайн флакона для его первого аромата разработала французская фирма «Баккара». Поначалу духами никому не известного парфюмера мало кто интересовался, но однажды Франсуа Коти разбил пузырек с ними в парижском магазине. Аромат наполнил помещение и сразу привлек покупателей. Несколько недель спустя духи Коти уже продавались в универмагах, бутиках и парикмахерских по всему Парижу. Франсуа Коти стал одним из самых популярных парфюмеров того времени. До него духи были предметом роскоши, доступным только богатым людям. Коти создал линейку ароматов, в которой стоимость зависела от размера и вида флакона. Он говорил: «Дайте женщине лучший продукт, который вы можете создать, заверните его в простую, но элегантную упаковку, назначьте разумную цену, и вы получите бизнес такого масштаба, какого мир еще не видел». В коллекции Музея семьи императора Николая II хранится стеклянный флакон из-под духов «Корсиканский жасмин», которыми пользовалась княжна Татьяна Николаевна. Этот аромат Франсуа Коти создал в 1906 году и назвал в честь своей родины — острова Корсика. Запах «Корсиканского жасмина» любила и поэтесса Марина Цветаева. Шахматы Император Николай II имел много интересов и увлечений. Он путешествовал по России на поездах, вместе с семьей плавал на яхте «Штандарт», катался на велосипеде, занимался греблей, играл в теннис. Еще монарх увлекался охотой, кинематографом и фотографией, любил сам водить машину и покровительствовал Императорскому Российскому автомобильному обществу. Николай II много сделал для того, чтобы шахматы стали популярны в России. Например, большой турнир памяти Михаила Чигорина в 1909 году провели в основном на деньги императора, который пожертвовал тысячу рублей. Государь лично посетил соревнования и наградил финалистов турнира титулом гроссмейстера, а победителям достались вазы Императорского фарфорового завода. В 1914 году император поддержал создание Всероссийского шахматного союза. С его одобрения в России проводили шахматные турниры, международные конгрессы и соревнования по шахматам. В тобольской ссылке Николаю II и его семье разрешали выходить из дома только на службы в церкви. Днем император обычно занимался хозяйственными делами — сам пилил дрова, работал в саду, чистил снег зимой. Вечерами члены императорской семьи коротали время за книгами, вышивкой и игрой в шахматы. Шахматные фигурки из экспозиции Музея семьи императора Николая II изготовили на Каслинском заводе в первой половине XIX века. Каслинское литье высоко ценили не только в России, но и в Европе, за прекрасное качество и внимание к деталям. Автор: Инна Докучаева

Источник: culture.ru



Добавить комментарий