7 самых известных конных памятников Петербурга

В классическом искусстве лошадь была одним из любимых животных большинства скульпторов. «Культура.РФ» рассказывает об известных конных памятниках Клодта, Монферрана и других отечественных мастеров. Памятник Петру I Самый первый памятник Петру I (сегодня его еще называют Коннетаблем) поручили создать Карло Бартоломео Растрелли еще при жизни императора. Петр лично заказал монумент в ознаменование победы над шведами в Северной войне. Растрелли вдохновлялся триумфальными статуями римских императоров, поэтому сама скульптура получилась так похожа на конную статую Марка Аврелия в Риме. В 1725 году Петр I умер, а памятник так и не был закончен — работа над ним длилась до конца 1750-х годов. Ей руководил уже сын Растрелли — Франческо Бартоломео. Он предлагал установить монумент на площади перед Зимним дворцом, но получил отказ. В 1799 году по указу Павла I монумент установили на площади перед Михайловским замком. Специально для памятника Федор Волков создал гранитный пьедестал, украшенный скульптурными барельефами с изображениями «Полтавской баталии» и «Битвы при Гангуте», выполненные под руководством Михаила Козловского. На памятнике оставили надпись «Прадеду — правнук». Медный всадник Памятник Петру Великому, который стали называть Медным всадником с легкой руки Александра Пушкина, был создан по заказу Екатерины II французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. Изначально Екатерина видела памятник как статую Петра в облике римского императора с жезлом или скипетром в руке. Государственные сановники тоже предлагали варианты: Якоб Штелин советовал изобразить Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы; Иван Бецкой — сделать фигуру во весь рост с жезлом в руках. Однако Фальконе проявил настойчивость, и в результате Медный всадник получился таким, каким мы его знаем сегодня: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей». Работа над памятником была долгой и кропотливой. Три года ушло на создание модели всадника: по просьбе скульптора гвардейский офицер ежедневно по много часов подряд ставил на дыбы императорского скакуна, а Фальконе зарисовывал его фигуру с натуры. Голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, а змею — Федор Гордеев. Отливкой статуи вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым занимался сам Фальконе. Наконец, в 1782 году на монолитной скале, известной под названием «Гром-камень», установили фигуру всадника. На постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782». Памятник произвел сильное впечатление на современников, князь Трубецкой писал: «Монумент Петр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу еще наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова — совершенно хорошо». Нарвские ворота Нарвские ворота были возведены в 1814 году в честь возвращения русских войск из Заграничного похода, где они одержали победу над Наполеоном. Так как ворота сооружались в спешке — они должны были исполнить роль триумфальной арки, через которую в город вошли бы воины-победители, — изначально их построили из дерева. Автором ворот стал Джакомо Кваренги, придумавший проект однопролетной арки с колесницей славы, запряженной шестеркой лошадей. Скульптурное оформление выполнил Иван Теребенев. Но через десять лет деревянные ворота обветшали и пришли в негодность — тогда было решено возвести новую арку из кирпича, облицованного медными листами. Проектирование ворот поручили Василию Стасову, а скульптурные работы выполнили Петр Клодт, Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Они создали статую Победы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В нишах ворот расположили фигуры древнерусских воинов. Курировал строительство лично Николай I — он утверждал все скульптурные модели. В годы войны ворота сильно пострадали, но это не помешало им в 1945 году вновь стать триумфальной аркой: через них прошли воины-победители Великой Отечественной войны. Арка Главного штаба Первоначально арку Главного штаба должны были украшать две женские фигуры, держащие российский герб, — именно такой проект утвердил Александр I. Однако сменивший его на престоле Николай I решил сделать арку символом славы русской армии — тогда ее решили увенчать конной группой Победы. Скульптуру должен был сделать Александр Трискорни, но в итоге ее доверили отечественным мастерам Степану Пименову (он выполнил Нику и правого воина) и Василию Демут-Малиновскому (он создал коней, колесницы и левого воина). Расположение такой массивной скульптуры на вершине арки вызывало множество вопросов: если бы все фигуры были металлическими, монумент бы весил неподъемные 80 тонн. Тогда приняли решение сделать из чугуна только каркасы фигур, а сверху обложить их медными листами — это снизило вес в пять раз. Аничков мост Современный Аничков мост появился лишь в середине XIX века, хотя переправа на этом месте существовала с начала XVIII столетия. Когда в 1841 году мост был торжественно открыт, газета «Северная пчела» написала: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире». Знаменитые фигуры коней, украшающие мост по сторонам, выполнил скульптор Петр Клодт. В 1841 году на мосту установили покрашенные гипсовые статуи — а бронзовые статуи были готовы через год. Однако тогда Николай I решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, а на Аничковом мосту оставить гипсовые. Только через два года после открытия моста на нем появились новые бронзовые кони. Впрочем, на этом эпопея со статуями не закончилась — еще через два года Николай II подарил их королю Сицилии Фердинанду II, а их место снова заняли алебастровые копии. Клодт решил воспользоваться этим и создал для моста новые скульптурные композиции — «Покорение коня человеком». Сын Клодта Михаил вспоминал: «В Павловске отец завел лошадь Серко. Серко, старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, служил отцу моделью, когда он лепил аничковых коней. Другая лошадь — Амалатбек — тоже модель для аничковых лошадей, была белая арабская, послушная и прекрасно, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал ее: она, по его приказу, становилась на дыбы и принимала всевозможные позы». Новые статуи были готовы в 1850 году — четыре разные скульптурные группы, показывающие процесс укрощения коней». Памятник Николаю I Шестиметровую конную статую Николая I установили на Исаакиевской площади через четыре года после кончины императора — в 1859 году. Автором проекта стал Огюст Монферран, а саму скульптуру выполнил Петр Клодт, который смог создать первую в мире конную статую, стоящую на двух точках опоры. Это удалось сделать благодаря металлическим прутьям, вставленным в ноги лошади, а не из-за насыпанной в круп лошади дроби, как считали современники. Император изображен в форме лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся. Для фигуры лошади Клодту позировал жеребец Николая I Амалатбек. Пьедестал памятника выполнен из мрамора и гранита — его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Правосудия и Веры. Для них скульптору Роберту Залеману позировали дочери императора Мария, Александра и Ольга. На постаменте находятся четыре барельефа, которые отражают ключевые события царствования Николая I: восстание декабристов, подавление Холерного бунта, издание «Свода законов Российской империи» и открытие Николаевской железной дороги. Памятник Александру III Памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого пользовался, пожалуй, наименьшей любовью горожан. Скульптор работал 8 лет, ему позировали конь императора и похожий на Александра III швейцар Государственной думы, а Николай II не пожалел на памятник больше миллиона рублей. Однако современники работу не оценили. После открытия монумента в центре Знаменской площади (современной площади Восстания) в народе появилась эпиграмма: Стоит комод,На комоде — бегемот,На бегемоте — обормот… «Комод» памятника (гранитный постамент) выполнил Федор Шехтель. На постаменте выбили надпись: «Императору Александру III державному основателю Великого Сибирского пути». «Обормотом» же Александра III горожане назвали не просто так: император был изображен не в парадном мундире, как было принято, а в мешковатой одежде и не самой изящной позе. Как сказал сам Шехтель о своей работе, «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем». Пришедшие к власти большевики через некоторое время убрали памятник с площади. Долгое время он находился в запасниках Русского музея. Сегодня он стоит перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Автор: Лидия Утемова

7 самых известных конных памятников Петербурга

В классическом искусстве лошадь была одним из любимых животных большинства скульпторов. «Культура.РФ» рассказывает об известных конных памятниках Клодта, Монферрана и других отечественных мастеров. Памятник Петру I Самый первый памятник Петру I (сегодня его еще называют Коннетаблем) поручили создать Карло Бартоломео Растрелли еще при жизни императора. Петр лично заказал монумент в ознаменование победы над шведами в Северной войне. Растрелли вдохновлялся триумфальными статуями римских императоров, поэтому сама скульптура получилась так похожа на конную статую Марка Аврелия в Риме. В 1725 году Петр I умер, а памятник так и не был закончен — работа над ним длилась до конца 1750-х годов. Ей руководил уже сын Растрелли — Франческо Бартоломео. Он предлагал установить монумент на площади перед Зимним дворцом, но получил отказ. В 1799 году по указу Павла I монумент установили на площади перед Михайловским замком. Специально для памятника Федор Волков создал гранитный пьедестал, украшенный скульптурными барельефами с изображениями «Полтавской баталии» и «Битвы при Гангуте», выполненные под руководством Михаила Козловского. На памятнике оставили надпись «Прадеду — правнук». Медный всадник Памятник Петру Великому, который стали называть Медным всадником с легкой руки Александра Пушкина, был создан по заказу Екатерины II французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. Изначально Екатерина видела памятник как статую Петра в облике римского императора с жезлом или скипетром в руке. Государственные сановники тоже предлагали варианты: Якоб Штелин советовал изобразить Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы; Иван Бецкой — сделать фигуру во весь рост с жезлом в руках. Однако Фальконе проявил настойчивость, и в результате Медный всадник получился таким, каким мы его знаем сегодня: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей». Работа над памятником была долгой и кропотливой. Три года ушло на создание модели всадника: по просьбе скульптора гвардейский офицер ежедневно по много часов подряд ставил на дыбы императорского скакуна, а Фальконе зарисовывал его фигуру с натуры. Голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, а змею — Федор Гордеев. Отливкой статуи вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым занимался сам Фальконе. Наконец, в 1782 году на монолитной скале, известной под названием «Гром-камень», установили фигуру всадника. На постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782». Памятник произвел сильное впечатление на современников, князь Трубецкой писал: «Монумент Петр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу еще наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова — совершенно хорошо». Нарвские ворота Нарвские ворота были возведены в 1814 году в честь возвращения русских войск из Заграничного похода, где они одержали победу над Наполеоном. Так как ворота сооружались в спешке — они должны были исполнить роль триумфальной арки, через которую в город вошли бы воины-победители, — изначально их построили из дерева. Автором ворот стал Джакомо Кваренги, придумавший проект однопролетной арки с колесницей славы, запряженной шестеркой лошадей. Скульптурное оформление выполнил Иван Теребенев. Но через десять лет деревянные ворота обветшали и пришли в негодность — тогда было решено возвести новую арку из кирпича, облицованного медными листами. Проектирование ворот поручили Василию Стасову, а скульптурные работы выполнили Петр Клодт, Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Они создали статую Победы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В нишах ворот расположили фигуры древнерусских воинов. Курировал строительство лично Николай I — он утверждал все скульптурные модели. В годы войны ворота сильно пострадали, но это не помешало им в 1945 году вновь стать триумфальной аркой: через них прошли воины-победители Великой Отечественной войны. Арка Главного штаба Первоначально арку Главного штаба должны были украшать две женские фигуры, держащие российский герб, — именно такой проект утвердил Александр I. Однако сменивший его на престоле Николай I решил сделать арку символом славы русской армии — тогда ее решили увенчать конной группой Победы. Скульптуру должен был сделать Александр Трискорни, но в итоге ее доверили отечественным мастерам Степану Пименову (он выполнил Нику и правого воина) и Василию Демут-Малиновскому (он создал коней, колесницы и левого воина). Расположение такой массивной скульптуры на вершине арки вызывало множество вопросов: если бы все фигуры были металлическими, монумент бы весил неподъемные 80 тонн. Тогда приняли решение сделать из чугуна только каркасы фигур, а сверху обложить их медными листами — это снизило вес в пять раз. Аничков мост Современный Аничков мост появился лишь в середине XIX века, хотя переправа на этом месте существовала с начала XVIII столетия. Когда в 1841 году мост был торжественно открыт, газета «Северная пчела» написала: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире». Знаменитые фигуры коней, украшающие мост по сторонам, выполнил скульптор Петр Клодт. В 1841 году на мосту установили покрашенные гипсовые статуи — а бронзовые статуи были готовы через год. Однако тогда Николай I решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, а на Аничковом мосту оставить гипсовые. Только через два года после открытия моста на нем появились новые бронзовые кони. Впрочем, на этом эпопея со статуями не закончилась — еще через два года Николай II подарил их королю Сицилии Фердинанду II, а их место снова заняли алебастровые копии. Клодт решил воспользоваться этим и создал для моста новые скульптурные композиции — «Покорение коня человеком». Сын Клодта Михаил вспоминал: «В Павловске отец завел лошадь Серко. Серко, старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, служил отцу моделью, когда он лепил аничковых коней. Другая лошадь — Амалатбек — тоже модель для аничковых лошадей, была белая арабская, послушная и прекрасно, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал ее: она, по его приказу, становилась на дыбы и принимала всевозможные позы». Новые статуи были готовы в 1850 году — четыре разные скульптурные группы, показывающие процесс укрощения коней». Памятник Николаю I Шестиметровую конную статую Николая I установили на Исаакиевской площади через четыре года после кончины императора — в 1859 году. Автором проекта стал Огюст Монферран, а саму скульптуру выполнил Петр Клодт, который смог создать первую в мире конную статую, стоящую на двух точках опоры. Это удалось сделать благодаря металлическим прутьям, вставленным в ноги лошади, а не из-за насыпанной в круп лошади дроби, как считали современники. Император изображен в форме лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся. Для фигуры лошади Клодту позировал жеребец Николая I Амалатбек. Пьедестал памятника выполнен из мрамора и гранита — его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Правосудия и Веры. Для них скульптору Роберту Залеману позировали дочери императора Мария, Александра и Ольга. На постаменте находятся четыре барельефа, которые отражают ключевые события царствования Николая I: восстание декабристов, подавление Холерного бунта, издание «Свода законов Российской империи» и открытие Николаевской железной дороги. Памятник Александру III Памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого пользовался, пожалуй, наименьшей любовью горожан. Скульптор работал 8 лет, ему позировали конь императора и похожий на Александра III швейцар Государственной думы, а Николай II не пожалел на памятник больше миллиона рублей. Однако современники работу не оценили. После открытия монумента в центре Знаменской площади (современной площади Восстания) в народе появилась эпиграмма: Стоит комод,На комоде — бегемот,На бегемоте — обормот… «Комод» памятника (гранитный постамент) выполнил Федор Шехтель. На постаменте выбили надпись: «Императору Александру III державному основателю Великого Сибирского пути». «Обормотом» же Александра III горожане назвали не просто так: император был изображен не в парадном мундире, как было принято, а в мешковатой одежде и не самой изящной позе. Как сказал сам Шехтель о своей работе, «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем». Пришедшие к власти большевики через некоторое время убрали памятник с площади. Долгое время он находился в запасниках Русского музея. Сегодня он стоит перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Автор: Лидия Утемова

Источник: culture.ru



Добавить комментарий